В Кирове
действует рабочая группа по экологическому просвещению населения. В рамках
своей деятельности она организовала круглый стол по самым актуальным на
сегодняшний день вопросам в сфере экологии. Встреча проходила в Воскресной
школе собора святого благоверного князя Александра Невского.
Участников мероприятия приветствовал директор ООО
«Реммонтаж» Радик Закирьянов, являющийся одним из инициаторов создания рабочей
группы по экологическому просвещению населения. Прежде всего, он поблагодарил
всех пришедших на встречу, заметив, что когда есть те, кому не безразличен мир
вокруг, то, значит, не всё ещё потеряно. Радик Ахнафович назвал очень важной
повестку дня, которую предстоит обсудить. В неё вошли три темы: «Экологическая
ответственность общества и устойчивое развитие», «Основные проблемы экологии и
их решения в Калужской области», «Направления научных работ школьников в свете
наступающего Года экологии».
-Наше государство уделяет внимание вопросам экологического
воспитания и просвещения, - подчеркнула Юлия Олеговна. – Не случайно, 2013 год
был объявлен Годом окружающей среды, а будущий 2017 год – Годом экологии. Он
должен будет привлечь общественность к вопросам экологического развития,
сохранения биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности.
В 2017 году также вступит в силу ряд законодательных актов, новых для россиян. Вводится
частичный запрет на захоронение отходов, которые могут быть вторично
использованы и переработаны.
Говоря о важности воспитательного элемента,
применимого как для детей, так и для взрослых, кандидат
географических наук напомнила простые законы Барри Коммонеру, описанные в книге
«Замыкающийся круг». Их четыре. Они сформулированы в виде афоризмов, понятны без
дополнительных пояснений и легко запоминаются. Закон 1 «Всё связано со всем».
Закон 2 «Всё должно куда-то деваться». Закон 3 «Природа знает лучше». Закон 4 «Ничто
не даётся даром». Эти постулаты нацеливают человечество на достижение
экологической целесообразности и совместимости технологических процессов с
природными.
Эколог рассказала, что Институт устойчивого
развития, созданный при Общественной палате Калужской области в 2012 году, как сообщество
экспертов, координирует усилия,
способствующие формированию политики экологической безопасности, реализации
экологического образования и просвещения в регионе. ВУЗ осуществляет свою
деятельность в соответствии с региональным законодательством.
Одно
из направлений деятельности института было реализовано в 2013 году – в Год
окружающей среды. Эксперты попытались составить экологический рейтинг крупных
предприятий на территории области. Главным условием проведения этой работы
являлся принцип добровольности и открытости. Анкеты получили 100 предприятий, в
том числе и с иностранным капиталом. Однако в итоге свою открытость в вопросах
экологии продемонстрировали всего 16 участников анкетирования. В Кировском
районе на такой серьёзный шаг решилось лишь акционерное общество «Кировская
керамика».
-Предлагаемая анкета включала 18 показателей. И предоставляемые
по ним отчёты не носили исключительно позитивный характер. Поэтому то, что
предприятия добровольно согласились принять участие в рейтинге, говорит об их
социальной и экологической ответственности, готовности работать с
общественностью и улучшать свою природоохранную деятельность, -
прокомментировала полученные результаты заместитель
директора Института устойчивого развития.
В заключение своего выступления Юлия Олеговна пришла
к выводу: «Гарантом экологической безопасности может служить только
экологическое образование. Оно должно начинаться с самого юного возраста и
продолжаться с целью повышения квалификации, когда человек работает на
производстве. Знания формируют ответственное отношение к окружающей среде,
понимание ценности природы и необходимости нашего устойчивого развития».
Готовясь к Году экологии, калужский эколог
порекомендовала педагогическим работникам Кирова присоединиться к Всероссийской
акции «Сделаем вместе». Она включает теоретические и практические занятия, а
также привлечение специалистов для проведения экоуроков. Ю. Горшкова изъявила
готовность приехать к кировским школьникам.
Уже четверть века калужские дети обследуют святые
родники по всему региону. Они их фотографируют, описывают, устанавливают
координаты, определяют качество воды и то, как деятельность человека влияет на
неё. Школьники из районов выбирают святые родники, за которыми ухаживают вместе
с прихожанами местных храмов. Проводя свои исследования, они одновременно
приобщаются к православной вере и патриотизму.
В сфере внимания исследователей – загрязнение воздуха. Они изучают шум,
вибрацию, пыль, загазованность от автотранспорта. Ребята под руководством своих
наставников отбирают воздух и исследуют его на предмет химических и
микробиологических показателей. Профессор привёл пример того, как агрессивная городская
среда повлияла на тополя, посаженные в Калуге 50 лет назад. При озеленении
города сажали мужские особи, не дающие пух. Под воздействием постоянно
отравляемого выхлопами автомашин воздуха деревья поменяли пол с мужского на
женский, дающий пух. А он, в свою очередь, накапливает в себе пыль, вредные
вещества и, тем самым, вызывает у людей аллергию.
В школах учащиеся отслеживают загрязнённость воздуха в классах до, во время
и после урока. Выясняют, какие растения могут помочь очистить воздух.
В исследовательскую деятельность включены
домашние животные. Дети собирают сведения о численности бродячих собак и кошек,
а также содержащихся дома. Лабораторным путём школьники выяснили, что
экскременты, оставляемые домашними животными на улице, весьма аллергенны.
Особое внимание профессор Игорь Лыков заострил на
проблеме школьного питания. Проведённое с детьми исследование показало, что в
школы поступает много некачественных продуктов. В условиях торгов выигрывают
поставщики, дающие самую низкую цену.
Объектами исследования стало здоровье школьников и учителей. Около 300
учеников и 50 педагогов прошли
обследование на присутствие в организме бактерий хеликобактер пилари. Вредный
микроорганизм обнаружился у 80 процентов детей и 100 процентов
взрослых. Установлено,
что он провоцирует развитие гастритов, язв, эрозий и полипов, злокачественных
опухолей в кишечнике и желудке. Проделанная работа была удостоена гранта на
бесплатное лечение.
-Ребята с огромным удовольствием участвуют в экологических изысканиях.
Многие выпускники школ поступают в Институт естествознания и учатся с большим
интересом, - подытожил Игорь Николаевич.
Член Общественной палаты Калужской
области Юлия Горшкова не увидели трудностей в вопросе выезда в райцентры профессиональных
лекторов. Вполне реально, по ее мнению, и организовать обучение лекторов на
местах из числа желающих.
Что касается экологической литературы, то тут помощь предложил научный руководитель Института естествознания Калужского
государственного университета им. К.Э. Циолковского Игорь Николаевич Лыков. Он сообщил, что ВУЗом издаётся большое количество книг
по экологии. Учебное заведение готово безвозмездно предоставить некоторые свои
издания, для чего требуется написать обращение на имя ректора.
Представитель Больше-Савкинской школы поинтересовалась у директора ООО
«Реммонтаж» Радика Закирьянова, что происходит с рассортированными в их
образовательном учреждении отходами, когда они поступают на полигон ТБО.
Учителя волновало, не напрасен ли труд школьников по сортировке отходов. «Ни в
коем случае! – заверил Радик Ахнафович педагога. – Привезённые на санкционированную
свалку отходы из цветных пакетов поступают на участок сортировки и там
досортировываются. Затем они направляются во вторичное сырьё. Бытовые отходы из
чёрного пакета захораниваются сразу».
Участники встречи обратились к руководителю «Реммонтажа» с просьбой
организовать экскурсии на полигон. Р. Закирьянов предложение принял. Возможно,
вскоре такие выезды будут организованы.
Кстати, состояние кировского полигона произвело впечатление на гостя
круглого стола из Подмосковья Николая Забелкина. В Лотошинском районе
Московской области он возглавляет аналогичную «Реммонтажу» организацию,
осуществляющую свою деятельность в сфере обращения с отходами. Николай Николаевич
без сопровождения своего коллеги Радика Закирьянова побывал на свалке и
убедился в отсутствии стойкого запаха и пожаров. «Действительно, приезжайте,
посмотрите и убедитесь сами, - посоветовал он присутствующим. – Я побывал на
многих полигонах. Иной раз приедешь, а подойти невозможно, вонь стоит ужасная,
и дым от пожаров разъедает глаза. У вас в районе наведён порядок на свалке».
Педагоги затронули тему отсутствия достоверных
статистических данных по экологии. Сегодня, к сожалению, взять их неоткуда.
Газета «Зелёный колокол» уже много лет не выходит. Для решения проблемы
доступа к статистике член Общественной
палаты Калужской области Юлия Горшкова посоветовала пользоваться докладами о состоянии
окружающей среды, ежегодно издаваемымиМинистерством природных ресурсов и экологии Калужской области.
Радик Закирьянов спросил, каким специальностям
обучают в Институте естествознания Калужского
государственного университета им. К.Э. Циолковского. Научный руководитель вуза
Игорь Лыков ответил, что учебное заведение предоставляет
широкое поле перспектив. В институте действует очная форма обучения по таким
направлениям, как: землеустройство и кадастры, техносферная безопасность,
биология и химия, география и иностранный язык, биология, экология и
природопользование. Игорь Николаевич выразил сожаление об отсутствии набора в
2016 году на экологические специальности. Зато сейчас в вузе учат лечебному делу. А
конкретно экологов в России начнут профессионально
готовить с 2020 года.
Существенное замечание по подготовке кадров сделала учитель школы №2. Ученики,
намеревающиеся быть географами, для поступления в высшие учебные заведения
готовятся сдавать экзамены по математике, русскому языку и профильному
предмету, то есть географии. Что весьма логично. Однако в экзаменационном
списке (судя по информационной листовке Института естествознания) вместо
спецпредмета – география – значится обществознание.
«Такой подход министерства образования РФ не профессионален», - убежден педагог.
Диалог вскрыл проблему изучения экологии в школах. В образовательных
учреждениях нет условий для проведения даже самых простых экологических
исследований. Умещающаяся в обычном чемоданчике школьная лаборатория с минимальным
набором реактивов стоит 25 тысяч рублей. Где взять деньги на её приобретение? Да
и об электронном микроскопе остаётся только мечтать. А дети хотят на практике
проводить анализы воды, воздуха, почвы.
-Специалисты в области экологии нам крайне необходимы, но их очень мало.
Повышать уровень экологической культуры и образованности населения тоже нужно,
- поддержал переживания педагогического сообщества директор ООО «Реммонтаж» Радик
Закирьянов и поставил задачу поднять проблему подготовки экологов и
преподавания предмета экологии в школах на уровне Общественной палаты или
Законодательного Собрания Калужской области. Общественность вполне способна инициировать
рассмотрение этих вопросов в аспекте реализации регионального
компонента образования.
Собравшиеся выслушали мнение молодёжи. Его высказал
Антон Гелижис – студент Института естествознания, возглавляющий группу
волонтёров ведущих калужских вузов. Позиция молодого человека такова: давайте сами
снизу сообща мотивировать смену сознания в сфере экологического просвещения.
Учебная программа по экологии уже написана. Общественность, сплотившись, лишь
должна заявить государству, что она нуждается в этом.
Опубликовано в газете "Знамя труда" 22.04.2016